Ваганов Николай Иванович

Ваганов Николай Иванович родился 9 мая 1921 года в селе Юго-Конево Каслинского района Челябинской области, в большой семье: мать, отец и пятеро детей. Закончил 10 классов в средней школе № 23.

Восьмого июля 1941 года был призван в Красную Армию и зачислен в Арамильскую военную школу пилотов, что под Свердловском. Звание пилота получил в июле 1942 в городе Сорочинке Оренбургской области. В августе 1942 года после окончания школы пилотов был направлен в Закавказье, в город Евлахе, в Батайское летное училище, эвакуированное из-под Ростова-на-Дону. На юге страны в то время шли ожесточенные тяжелые бои. Немцы, имея большое численное превосходство в людях и технике, заняли Северный Кавказ, вышли к главному Кавказскому хребту. Обстановка сложилась такая, что, несмотря на стойкое оборонительное сопротивление наших войск, многих курсантов училища отправили в составе пехотных частей на оборону важного участка фронта, обучение курсантов летному делу прекратили. Часть курсантов стали забрасывать в тыл неприятеля для совершения диверсионных актов. Другие в качестве стрелков обороняли Кавказ.

И только когда наши войска в феврале 1943 года погнали врага с Северного Кавказа, военное училище снова стало готовить для фронта летчиков-истребителей. В первую очередь это те курсанты, которые прибыли в училище раньше нашего Уральского отряда. Во время тренировочных полетов на учебном самолете «И-16» я тяжело заболел тропической малярией (косила курсантов и выводила их из строя) и в сопровождении военного фельдшера был отправлен в госпиталь города Тбилиси. После выздоровления добровольно уехал на фронт. В училище не вернулся из реального опасения лишится участия в военных действиях по разгрому немецких фашистов. С большим трудом убедил начальника госпиталя, подполковника медицинской службы, в необходимости отправить меня только на фронт. Какие только не приводил доводы, чтобы удовлетворили мою просьбу! До сих пор благодарен ему за принятое справедливое решение.

Итак, в сентябре 1944 года, я оказался на фронте в расположении первого Украинского фронта в прославленной гвардейской авиационной дивизии, которой командовал трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Узнав, почему из госпиталя я не вернулся в летное училище, ознакомившись с удостоверением курсанта-пилота и с комсомольским билетом, Покрышкин спросил, давно ли я был в воздухе и сразу заявил, что я прибыл не по адресу, так как он санитарной частью не командует. Присутствующий при беседе начальник штаба дивизии заметил, что Ваганов хочет быть летчиком-истребителем. Подтверждая слова начальника штаба, я сообщил, что мое личное летное дело находится в Батайском летном училище, которое опять пережило эвакуацию и теперь находится в городе Азове.

Легендарный летчик Покрышкин дал начальнику штаба следующие указания:

- Незамедлительно истребовать из училища мое личное дело;

- Ваганова Н.И. направить в полк к подполковнику Боброву. Пусть, пока не пришло личное дело, трудится в одном из летных экипажей младшим авиаспециалистом, с одновременной обязанностью изучения самолета-истребителя «Аэрокобра», воевать на котором ему придется. После того, как на фронте я обслужил 176 боевых вылетов и досконально изучил самолет «Аэрокобра», командир полка В.И. Бобров, удовлетворив мои многочисленные рапорты (с ведома Покрышкина), отдал распоряжение обучить меня технике пилотирования на самолете «Аэрокобра».

Моим пилотированием занимался заместитель командира эскадрильи И. Графин - замечательный офицер, опытный летчик. Сдав инженеру полка теоретические экзамены по конструкции самолета и получив от Иосифа Графина положительную оценку по технике пилотирования этого самолета, я был зачислен в летный состав полка в первую эскадрилью. Это произошло 20 декабря 1944 года, после почти трех месяцев моего ратного труда младшим авиаспециалистом в экипаже летчика Геннадия Ворошилова. Гвардейский авиационный полк, в котором я воевал, прошел славный боевой путь. Летчики успешно прикрывали с воздуха наши наземные войска. Надежно прикрывали танкистов, наступающих на вражеские позиции. Будучи ведомым в боевой паре самолетов, я обеспечивал ведущему летчику Ворошилову возможность и безопасность атаки, прикрывал его от атак противника вместе с другими летчиками, принимал участие в сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков «ИЛ-2». Наш 104 гвардейский полк отличился в боях при форсировании реки Вислы, при прикрытии наших переправ через Вислу. За освобождение от фашистов польского города Кракова наш полк получил наименование «Краковский», а летчики - награды.

В одном из боев, в условиях низкой облачности, был подбит зенитками командир эскадрильи Виктор Жердев. Раненый летчик благополучно приземлился недалеко от передовой. Гитлеровские солдаты при отступлении, как нам позже стало известно, словно дикие звери, сорвали с летчика гимнастерку с орденами и закололи его ножами. Ученик Александра Покрышкина - Жердев, в ожесточенных боях на Кубани не раз, рискуя жизнью, прикрывал командира от атак вражеских истребителей. Это был один из самых сме­лых летчиков полка. Виктора Жердева, отдавшего жизнь за освобождение Польши, похоронили в городе Сандомире. Однажды, после войны, в курортном городе Ессентуки, на родине Виктора, показывали снятый на фронте кинофильм «В небе Покрышкин». Сидели в зале, как завороженные, родители Героя - Евдокия Ивановна и Иван Ефимович. Экран перенес их в ту боевую обстановку, в которой жил и воевал их сын. И вдруг мать, увидев на экране родного сына, вскрикнула во весь голос: «Витя... Мой Витюшенька!!!». Зал, обычно остро реагирующий на нарушение тишины, сейчас молчал. Зрители все поняли, догадались, что произошло. Мы, однополчане, бывая в санаториях города Ессентуки, каждый раз навещали родителей Жердева, помогали им, как могли.

Там же, в Польше, в условиях боевой обстановки, погиб наш другой однополчанин, Вишневский Константин Григорьевич Герой Советского Союза, один из славных советских офицеров.

Некоторое улучшение погоды в конце февраля 1945 года принесло предвесеннюю распутицу. Самолеты при разбеге с трудом отрывались от земли, а при посадке колеса зарывались в грунт. В этих трудных условиях командиру пришлось выпускать на боевые задания только опытных летчиков. Однажды Покрышкин, находясь в воздухе, обратил внимание на двухполосную автостраду шириной не более девяти метров. Размах крыльев самолета составлял 12 метров. Осмотрев эту автостраду Бреслау-Берлин, рискуя жизнью, он приземлился на дорогу. На следующий день командир дивизии посадил поочередно на автостраду более 120 самолетов. Наши наступающие войска ежедневно находились под надежным прикрытием советских истребителей. Немцы ломали голову, откуда, в ус­ловиях распутицы, взлетают русские. Они в поисках аэродрома «с ног сбились». Однажды, в районе расположения самолетов, в воздухе появилось два вражеских самолета. Одного сбил молодой, неопытный, как я, летчик Юрий Гольберг, второго - капитан Луканцев. Пленный немецкий летчик оказался махровым разведчиком с железным крестом на груди. На допросе показал, что он командир авиационного полка, имел задачу: найти на автостраде наш секретный аэродром и нанести по нему удар. Аэродром они не обнаружили, а встретились - как сказал немецкий офицер - с нашими асами, которые их сбили. Первое, что заявил пленный в штабе полка, это показать ему летчика, который его сбил. Каково же было удивление и огорчение немецкого аса, когда перед ним появился невысо­кого роста, небогатырского сложения скромный юноша. Этот интересный эпизод хорошо показан в документальном фильме «В небе Покрышкин». Не дождавшись этого летчика, немцы ночью выбросили на парашюте своего второго лазутчика. Рано утром наш часовой заметил, что по взлетной полосе идет человек с котомкой за плечами, в оборванной крестьянской одежде. Внимание солдата привлекло то, что «крестьянин» шагает по полосе чуть ли не строевым шагом, словно на параде. Неизвестный был задержан и доставлен в штаб, где на допросе он показал, что с радиостанцией в котомке имел задание - найти наши самолеты и сообщить их дислокацию. За бдительность солдата наградили медалью «За боевые заслуги».

26 апреля 1945 года в Германии, в районе Ютерборга, наш авиаполк подвергся нападению со стороны немецких войск, группировки которых, выйдя из окружения советских войск, пытались пройти на Запад к американцам в плен. Наш аэродром оказался на их пути. Туман не позволял излететь нашим самолетам, создалось тяжелое положение. По боевой тревоге весь личный состав полка: летный и технический, используя личное оружие, вооружение самолетов, пушки и пулеметы, вступил в бой и стойко отбивал атаки немцев. Многим, в том числе и мне, впервые пришлось участвовать в наземном неравном сражении, переходя от обороны к нападению, а иногда и к рукопашной схватке. В течение суток мы друж­но, все вместе отражали атаки врага. По просьбе командира Покрышкина, прорвавшегося в часть на «бреющем» полете на помощь к нам, в конце второго дня прибыл взвод танкистов, которые с ходу вступили в бой. Гитлеровцы, неся большие потери, не выдержали и стали большими группами сдаваться в плен. Пилоты и танкисты вместе одержали победу. В плен сдалось около двух тысяч немецких солдат и офицеров.

В последние дни апреля 1945 года погибли два наших летчика. Николай Климов погиб при таране вражеского самолета. И погиб мой командир эскадрильи Иосиф Графин. Так описывает этот бой Покрышкин: «Наши истребители смело и решительно вели бой, сбили несколько вражеских самолетов, остальные стали уходить на Запад. Графин, преследуя удирающего на малой высоте «МЕ-109», пристроился к нему в хвост и открыл огонь, в это время «мессершмит» обстреляли зенитки. Пулеметная очередь задела и машину Графина, сбитые самолеты, вражеский и наш упали почти рядом. Единственная пуля попала нашему летчику в висок. Тяжело было переживать гибель незаурядного офицера. Графин отличался своей отчаянностью в боях, способностью выполнять самые опасные задания, он пользовался большим уважением у летчиков».

Гибель Графина накануне Победы потрясла меня до глубины души. Еще совсем недавно этот храбрый воин учил меня пилотированию самолета-истребителя и вот, у памятника М.И. Кутузову, что в городе Бунцлау, с военными почестями мы похоронили своего героя.

После войны я окончил Свердловский юридический институт и 32 года непрерывно трудился в следственном аппарате прокуратуры и органов внутренних дел области. Мой нелегкий, ответственный труд следователя, в борьбе с преступностью, высокое качество следствия неоднократно отмечались государственными наградами. Об этом написаны: повесть Г. Смолева «Выстрел ночью», очерк журналиста С. Бунькова «Поединок каждый день», опубликованные в газетах «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск»

Мой младший брат Александр 1923 года рождения попал на передовую раньше меня. Воевал в течение двух лет, с августа 1943 года до конца войны. Был командиром отделения связи. В боях под Ржевом был тяжело ранен, в госпитале подлечили и снова в строй. Домой вернулся живой, стал работать почти там же где и я, женился. Мы всю жизнь дружили семьями, его не стало два года назад.

Мое участие в Великой Отечественной войне было отмечено присвоением звания «гвардейца». Александр Покрышкин от имени Верховного Главнокомандующего за участие в Берлинской операции и овладении городом Берлином объявил мне благодарность - это святая для меня память о легендарном советском летчике. Считаю за большую честь, что мне, хотя и на завершающем этапе войны, довелось принять участие в военных действиях в составе гвардейской части.

Награды: два ордена Отечественной войны II степени. Медали: «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», Георгия Жукова, юбилейные медали.

В 1968 году Президиум Верховного Совета РСФСР за заслуги в укреплении социалистической законности присвоил мне почетное звание «Заслуженный юрист РСФСР».

Воспоминания фронтовика-ветерана ВОВ Ваганова Н. И. записали обучающиеся МОУ СОШ № 36

Источник: Фронтовиков знаем, помним. Истории жизни: сборник / Сост. С. И. Переяславская, И. Н. Братушкина, А. А. Бочкарев. – Челябинск: ЗАО «Челябинская межрайонная типография», 2012. – С. 17-22.