Газизуллин Ибрагим Галимович

Газизуллин Ибрагим Галимович (1919-1944) - заместитель командира эскадрильи 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я воздушная армия), старший лейтенант.

Родился 3 июня 1919 года в городе Челябинске в простой рабочей семье. Родители выходцы из Кукморского района: мать - из деревни Нижний Шемордан, отец - из деревни Балыклы. Отец Ибрагима Галим Газизуллин работал машинистом на станции «Челябинск». Мать Фатыха Зайнуловна была домохозяйкой. Окончил 7 классов школы № 58. После школы Ибрагим пошел в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) при Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). С детства Ибрагим Газизуллин мечтал стать пилотом. Работал слесарем на ЧТЗ. Одновременно с отличием закончил авиаклуб. После окончания курса его оставили летчиком-инструктором. После нее – армейская служба, Военно-Воздушный Флот. Был призван в армию в 1939 году Ленинским райвоенкоматом Челябинска. Газизуллин и в армии был летчиком-наставником, водил он самолеты мастерски. В 1940 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Молотов (ныне Пермь).

Обычным рос мальчишкой,
Любил озорничать
Сидеть, склоняясь над книжкой,
О чём-нибудь мечтать.
Мечтал о небе чистом,
О радостной судьбе,
О птице серебристой
И просто – о себе.
И всё-таки исполнилась
Заветная мечта:
Звала его, тревожила,
Манила высота…
Война смертельной тучей
Повисла над страной,
И эскадрон летучий
Всё рвался, рвался в бой.
За Родину, за счастье,
За детство, за любовь
Он небо от ненастья
Загородил собой!

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии - с 25 января 1943 года. В 43-м вступил в партию. Сражался в 667-м (с 5 февраля 1944 года - 141-м гвардейском) штурмовом авиационном полку 292-й (с 5 февраля 1944 года - 9-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. Их самолеты называли «пикирующим танком», потому что броней прикрыт. Близка от земли огненная работа штурмовиков, потому и доступны они всем видам оружия. Как и в танке, здесь пушка и пулеметы, одна разница – дополнительный груз бомб. Боевой поиск штурмовиков, в основном, по прифронтовым дорогам, охота на вражеские колонны, эшелоны. Их задача – штурмовка железнодорожных станций и аэродромов. И конечно, взаимодействие с наступающей пехотой – подавление огневых средств, живой силы противника.

Ибрагим Галимович воевал на Калининском, Воронежском, Степном (с 20 октября 1943 года - 2-м Украинском) фронтах. На Калининском фронте командир звена младший лейтенант И.Г.Газизуллин в составе 3-й воздушной армии принимал участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции (с 2 по 20 марта 1943 года). Совершил 13 боевых вылетов, был награжден орденом Красной Звезды. На Воронежском фронте заместитель командира эскадрильи лейтенант И.Г.Газизуллин в составе 2-й воздушной армии участвовал с 5 по 17 июля 1943 года в оборонительных боях в Курской битве, нанося штурмовые удары по наступающим войскам противника. 6 июля 43-го Ибрагим Газизуллин воевал на Курской дуге. На следующий день ведомая им группа отличилась при штурмовке вражеской колонны. Вывели из строя два орудия, два танка, более десятка автомашин, сколько гитлеровцев – сверху не счесть. Через неделю штурмовка была не столь удачной. Их перехватили на пути к цели, встретили четыре «мессера». Меткость очередей Газизуллина отпугнула врага. Один из вражеских самолетов задымил. За эту воздушную схватку Газизуллин был награжден орденом Красного Знамени. Совершил 15 боевых вылетов.

На Степном фронте лейтенант И.Г.Газизуллин в составе 5-й воздушной армии участвовал в Белгородско-Харьковской наступательной операции (3-23 августа 1943 года) - завершающем этапе Курской битвы, в том числе в освобождении Белгорода. 19 августа 1943 года группа в составе 9 «Илов» под командованием старшего лейтенанта Газизулина получила приказ нанести удар по войскам и боевой технике в районе Гавриловки, Песочина. Только закончили первую атаку, из ближайшего облака вынырнули 4 «Мессершмитта». Газизулин приказал построиться в оборонительный круг. Воздушный бой закончился быстро: 2 фашиста нашли свой бесславный конец на нашей земле. Задание было выполнено отлично. В результате штурмовики уничтожили 6 автомашин, 3 зенитные батареи и до 50 солдат и офицеров противника. Несмотря на атаку «мессершмиттов», уходили без потерь. От Курской дуги авиадивизия, в которой воевал Газизуллин, повернула на юг, освобождала Причерноморье, Молдавию.

Старший лейтенант Газизуллин считался лучшим пилотом в полку. К 28 августа 1943 года совершил еще 28 боевых вылетов, награжден вторым орденом Красного Знамени. В дальнейшем на Степном (с 20 октября 1943 года - 2-м Украинском) фронте участвовал в составе 5-й воздушной армии в следующих операциях:

- Полтавско-Кременчугская наступательная операция (26 августа – 30 сентября 1943 года) - составная часть Черниговско-Полтавской стратегической операции, в том числе освобождение города Красноград Харьковской области;

- Пятихатская (15 октября - 23 ноября 1943 года) и Знаменская (20 ноября 23 декабря 1943 года) наступательные операции - этапы Нижнеднепровской стратегической операции;

- Кировоградская наступательная операция (1-16 января 1944 года), в том числе освобождение Кировограда;

- Корсунь-Шевченковская наступательная операция (24 января - 17 февраля 1944 года), в том числе освобождение города Корсунь- Шевченковский Черкасской области;

- Уманско-Ботошанская наступательная операция (5 марта - 17 апреля 1944 года).

13 декабря 1943 года Газизулин с четвёркой «Илов» разбил колонну автомашин, обнаруженную воздушной разведкой на дороге Гуровка - Братолюбовка - Васильевка. В районе Братолюбовки их неожиданно атаковали 6 немецких истребителей. Отразив 6 атак, группа Газизулина вышла на свою территорию без потерь. Приняв боевой порядок, лётчики вновь пошли на выполнение задания. На окраине Братолюбовки обнаружили 10 танков и несколько десятков автомашин. С пикирования разбили и уничтожили 1 танк, 6 автомашин - и стоянку охватил огромный пожар. За выполнение приказа командир авиадивизии объявил Газизулину благодарность.

Старшего лейтенанта Ибрагима Газизулина считали в полку лучшим пилотом, по нему равнялись. О его высоком мастерстве, отваге и мужестве свидетельствуют многочисленные примеры. Он наносил удары по движущимся колоннам и местам скопления живой силы противника, по батареям и аэродромам, по воинским складам и опорным пунктам. Лично уничтожил 32 танка, 105 автомашин с пехотой и грузом, 12 зенитно-артиллерийских батарей, взорвал 3 склада с горючим, 4 склада с боеприпасами, 10 автоцистерн с горючим, уничтожил до 450 солдат и офицеров. В 16 воздушных боях в составе групп сбил 7 самолетов.

К 12 января 1944 года совершил 90 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку позиций противника, его транспортных коммуникаций, скоплений войск и боевой техники. Нанес врагу большой урон в живой силе и технике. В апреле - мае 1944 года летчики 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии совершали боевые вылеты с аэродромов, расположенных на освобожденной территории Молдавии (район городов Оргеев - Дубоссары), на оборонительные объекты противника в северо-западной части Румынии (район Яссы - Хуши), где наземные войска 2-го Украинского фронта вели наступательные бои.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:

«Тов. Газизулин за период пребывания на фронте Отечественной войны произвел 90 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2. За период боевой работы уничтожил 32 танка, 105 автомашин с пехотой и грузом, 12 зенитно-артиллерийских батарей, взорвал 3 склада с горючим, 4 склада с боеприпасами, 10 автоцистерн с горючим, уничтожил до 450 солдат и офицеров. Участвовал в 16 воздушных боях с истребителями противника.

В групповых боях имеет 7 сбитых истребителей противника. 32 раза водил группы в составе 6-15 самолетов Ил-2 на выполнение боевых заданий и каждый раз отлично выполнял их. За отличное выполнение боевых заданий имеет 6 благодарностей от Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина, ряд благодарностей от командующего армией, командира авиакорпуса и командира дивизии.

19.08.1943 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск и техники противника в районе Гавриловка, Песочин группа в составе 9 самолетов Ил-2 под командованием тов. Газизулина после выхода из первой атаки в районе Коротич была атакована двумя ФВ-190 и двумя Ме-109. Ведущий организовал круговую оборону в боевом порядке «Оборонительный круг» и вступил в воздушный бой с истребителями противника. В результате завязавшегося воздушного боя были сбиты 1 ФВ-190 и 1 Ме-109. Остальные истребители, видя безрезультатность своих атак, скрылись. Поставленное задание было выполнено отлично. Группа в результате штурмовых действий уничтожила б автомашин, 2 зенитно-артиллерийские батареи и до 50 гитлеровцев. Результат сбития двух истребителей противника был подтвержден истребителями прикрытия 270 ИАП.

18.09.1943 года, действуя в составе 12 самолетов Ил-2 по штурмовке войск противника на дороге Красноград - Карловка, была обнаружена автоколонна до 250 автомашин, которую группа и атаковала. Тов. Газизулин в результате этой штурмовки уничтожил 5 автомашин и расстрелял до 15 солдат.

29.10.1943 года при выполнении боевого задания по штурмовке аэродрома Кировоград в составе группы из 17 самолетов Ил-2 (ведущий - капитан Компаниец) при подходе к цели группа была атакована четырьмя ФВ-190 и в районе цели подверглась атаке истребителей противника в составе 20 ФВ-190 и Ме-109. Отражая атаки истребителей противника, штурмовики в упор расстреливали вражескую технику, вызвав 9 очагов пожара в районе стоянок самолетов и уничтожили б самолетов противника. В воздушном бою было сбито 3 истребителя противника - 2 Ме-109 и 1 ФВ-190.

13.12.1943 года была поставлена задача - штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожать автомашины, идущие по дороге Гуровка - Братолюбовка - Васильевка. На выполнение этого задания пошел тов. Газизулин в составе 4 самолетов Ил-2. В районе Братолюбовки группа была атакована б Ме-109 заходом сзади, сверху в боевом порядке «фронт попарно». Отразив б атак истребителей противника в боевом порядке «оборонительный круг», группа по спиральной траектории вышла на свою территорию. Воздушный бой продолжался 15 минут, и сколько ни пытались Ме-109 атаковать группу, существенного успеха не добились. После отражения истребителей противника, приняв боевой порядок, группа вновь пошла на выполнение боевого задания и обнаружила на окраине пункта Братолюбовка 10 танков и 20 автомашин на стоянке. Экипажи с пикирования атаковали цель. В результате штурмовки уничтожили б автомашин, 1 танк и создали большой очаг пожара. За отличное выполнение задание генерал-майором авиации Агальцовым летчикам была объявлена благодарность.

8.01.1944 года, действуя в составе 7 самолетов Ил-2 по штурмовке и бомбардировке скопления живой силы и техники противника в районе северо-западной и западной окраины пункта Лелековка, тов. Газизулин уничтожил 1 танк, 2 автомашины и расстрелял до 30 гитлеровцев. За отличное выполнение боевого задания генерал-лейтенантом Рязановым ему объявлена благодарность.

Тов. Газизулин каждый раз посылается на самые сложные и ответственные участки для выполнения боевых заданий в любых метеоусловиях и ночью.

Верный сын Родины, беспредельно преданный делу партии Ленина-Сталина. За произведенные 90 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, сбитые 7 истребителей противника в групповых боях, отличные штурмовки на Великолукском, Демянском, Белгородском, Харьковском, Красноградском, Полтавском, Кировоградском направлениях, проявленные при этом мужество и героизм достоин высшей правительственной награды - присвоения звания «Герой Советского Союза». Командир 667 штурмового авиационного полка подполковник Рымшин.12 января 1944 года». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за умелое руководство полком, отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Газизуллину Ибрагиму Галимовичу присвоено звание Героя Советского Союза. Герою не было суждено получить высокую награду.

Отважный лётчик-штурмовик погиб 30 мая 1944 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника в районе 10 км севернее города Яссы (Румыния) был сбит зенитным огнем. В тот день группа возвращалась после успешного выполнения задания. В машину командира попал зенитный снаряд. Самолёт взорвался в воздухе... Экипаж (пилот И.Г.Газизуллин и воздушный стрелок гвардии старший сержант Василий Петрович Журавлев) сгорел в воздухе. Похоронены на месте боёв.

Старший лейтенант Газизуллин награжден орденом Ленина (1.07.1944), 2 орденами Красного Знамени (1.09.1943; 30.09.1943), орденом Красной Звезды (22.05.1943).

Именем И.Г. Газизуллина названа улица в Челябинске.

На здании Челябинской Государственной Академии культуры и искусств, где до войны размещалась школа № 58, установлена мемориальная доска.

У здания средней общеобразовательной школы № 58 имени И.Г. Газизуллина установлена стела в честь Героя.

Имя Ибрагима Газизуллина присвоено также одному из трамваев Челябинска. Это трамвай маршрута № 3 (Вокзал - ЧМЗ), под номерным знаком «2001». На его борту выведено имя Героя. Вагон был построен на Усть-Катавском вагоностроительном заводе из металлолома, собранного учащимися школы № 58 города Челябинска, в которой учился Герой Советского Союза. 21 мая 1983 года на пуск трамвая «Ибрагим Газизуллин» пришла вся школа. Это был настоящий праздник. К этому году в школе был организован музей Героя, на здании самой школы висела мемориальная доска, а перед зданием установлена стела с барельефом Героя.

На здании профессионального училища № 1 установлен барельеф.

Улица Ибрагима Газизуллина есть также в селе Манзарас.

По документам времен войны и наградным документам фамилия указывалась с одним «л».

Источники:

  1. Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т. 1. – Москва, 1987.
  2. Документы на сайте «Подвиг народа»
  3. Документы на сайте «Мемориал»
  4. Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. – К.: Политиздат Украины, 1988.
  5. Моисеев А. Память челябинских улиц. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988.
  6. Ушаков А. П. Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях Советского Союза. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1985.
  7. http://vk.com/wall101472134_2022
  8. http://www.airaces.narod.ru/all7/gazizuln.htm
  9. Фото с пуска трамвая http://tr74.ru/viewtopic.php?f=6&t=1125