Антонина Гуськова
«…Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…»
Первая фронтовая судьба
Мой прадедушка – Беспалов Михаил Павлович – уроженец села Губернского, Кыштымского района Челябинской области. Жил в Копейске в 1930-е годы, работал в райкоме ВЛКСМ. Там же старшей пионервожатой работала Беспалова Антонина Евстафьевна. Увидев эту энергичную рыжеволосую девушку с зелеными глазами, он влюбился раз и навсегда. В 1938 году они поженились, в 1939 году родилась старшая дочь Алефтина. Семейному счастью не суждено было продлиться долго, 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Михаил Павлович в июле 1941 года был призван в армию Копейским районным военным комиссариатом.
В Челябинске формировалась танковая дивизия для отправки на фронт. Поэтому до середины ноября Беспалов Михаил вместе со своими танковыми частями находился в Челябинске. Свою младшую дочь, родившуюся 07.11.1941 г., он смог один раз в жизни подержать на руках. После выписи жены из роддома его отпустили на несколько часов для встречи с семьей. И это была последняя встреча…
Служил Михаил Павлович политруком, секретарём первичной парторганизации 1064-го стрелкового полка 281-й стрелковой дивизии в звании капитана. Дивизия формировалась в Ленинградском военном округе в Боровичах Новгородской области с 14 июля 1941 г. В конце июля 1941 г. дивизия приступила к плановой учёбе. 31 июля 1941 г. приняла присягу. С 10 по 13 августа 1941 г. дивизия перебрасывалась по железной дороге в район сосредоточения: Сиверская, Выра, Поддубье, Заречье. 17-19 августа 1941 г. вела почти безуспешное наступление в районе Тешкова. Ответным огнём частично была рассеяна.
В октябре 1941 г. дивизия переправлена в Ленинград, где к 25 октября 1941 г. была сосредоточена у переправ на Невский пятачок. Переправлялась ли дивизия туда, установить не удалось. В ноябре 1941 г. дивизия переброшена по Ладожскому озеру из Ленинграда в район Погостья.
22 декабря 1941 г. вместе с частями 122-й танковой бригады выбила врага из деревни Погодры, ведёт бои за Малуксу.
На 27 декабря 1941 г. дивизия перерезает железную дорогу в двух километрах северо-восточнее станции Погостья. Ведёт тяжёлые бои до 3 февраля 1942 г. Так как была обескровлена в боях, сдала свой участок, а также оставшийся личный состав и материальную часть 177-й стрелковой дивизии, выведена из боя и до марта 1941 г. фактически формируется заново.
Бои за железные дороги были особенно важны, по ним в блокированный город доставляли продукты. В декабре 1941 г. стояли лютые морозы, ленинградцы уже голодали.
2 марта 1942 г. вышла в район 2 километра юго-восточнее деревни Малукса и приняла участок обороны у 80-й стрелковой дивизии. С 9 марта 1942 г. с 8.00 утра, части дивизии вновь перешли в наступление из района 1-1,5 километра юго-западнее Погостья. Под давлением дивизии противник начал отход на участке её наступления. Уже 11 марта 1942 г. продвижение дивизии было остановлено. На этот день в ней насчитывалось 1469 активных штыков. На 16 марта 1942 г. дивизия ведёт бой за овладение дороги Шала-Кондуя. Против советских частей в том районе были сосредоточены значительные силы противника. В течение апреля-мая 1942 г. дивизия пытается наступать на Любань без особых успехов. В мае 1941 г. в дивизии было только 32 % от штатной численности, к этому времени советские войска вышли на рубеж Зенино – Смердыня.
В том же районе с 10 февраля 1943 г. дивизия при поддержке 124-й танковой бригады наступает в ходе частной Смердынской операции, ведёт наступление из района южнее Виняголово. Небольшие успехи были достигнуты, однако немецкие 96-я, 121-я и 132-я пехотные дивизии вновь отбросили наши войска.
Михаил Павлович Беспалов погиб в тех боях 20 февраля 1943 г. Похоронен в районе Смердыни в 14 км. юго-восточнее крупного населённого пункта Любань Ленинградской области. Лишь в 2000-х годах его тело вместе с телами других солдат и офицеров было найдено поисковиками и перезахоронено. Не так давно, чуть более десяти лет назад, внук и правнук поехали на место захоронения, где до сих пор работают волонтеры, (которые и по сей день ищут и находят в тех лесах погибших советских солдат), нашли останки деда-героя и установили памятник с фотографией.
Однополчане Михаила Павловича принимали участие в снятии блокады Ленинграда, освобождали Прибалтику. 281-я стрелковая дивизия бои закончила в Польше. Однополчане сумели отомстить за погибших под Ленинградом товарищей.
Хоть и прошло более 82-х лет с твоей гибели, но внуки, правнуки, праправнуки помнят, любят и гордятся тобой, наш Герой!!!
Твои письма до сих пор хранятся в семейном архиве, где каждая строчка пропитана верой в Победу, словами любви к своей семье! Читая их, невозможно сдержать слез… Если бы ты остался жив, сколько бы теплых встреч и нежной любви ощутили и почувствовали мы, твои внуки, правнуки!
Материал из книги:
Письма Победы : Альманах, посвященный 80-летию в Великой Отечественной войне
/ Муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система» Копейского городского округа. – Копейск, 2025. – С. 51–53.
Ленинградский челябинец
К 100-летию со дня рождения Большакова Евгения Арсентьевича – начальника корпусного цеха челябинского тракторного завода им. В. И. Ленина.
Человек на земле живет до тех пор, пока о нем помнят, вспоминают и говорят. Это происходит в том случае, какой след он оставил по жизни, чем можно гордиться, что можно перенять от него для себя.
Ленинград и Челябинск – разные города, но объединенные в годы Великой Отечественной войны одной судьбой в борьбе с фашистскими захватчиками. Ленинград отражал натиск немецких войск, помогал и работал в окружении на благо победы. Челябинцы днем и ночью ковали в тылу оружие возмездия, оружие победы и вклад их неоценим в разгроме врага! В то тяжелое время, когда Ленинград был в блокаде, для скорейшего перевода промышленности на военный конвейер с Кировского завода были эвакуированы в Челябинск более четырех тысяч самых опытных танкостроителей, лучших мастеров, наиболее квалифицированных рабочих и инженеров. Челябинский тракторный завод был крупнейшим предприятием в отрасли, но вклад ленинградцев был настолько весомым что он официально на долгие годы стал называться Челябинским Кировским заводом им. И.В. Сталина.
Наше повествование посвящено одному из героев того времени – Большакову Евгению Арсентьевичу. Его боевые заслуги были отмечены в 1943 году исполкомом Ленинградского Совета за активное участие в обороне Ленинграда медалью «За оборону Ленинграда», а в Челябинске в 1945 году Президиумом Верховного Совета СССР за активное участие в изготовлении оборонной продукции медалью «За трудовое отличие». Об оборонной продукции Челябинского Кировского завода им. И. В. Сталина знал весь мир: танки, самоходные установки, двигатели – все это шло на разгром врага и в народе заслуженно город называли Танкоградом.
Родился Большаков Евгений Арсентьевич в большой крестьянской семье в деревне Юрово Невельского района Великолукской области, позднее вошедшую в Псковскую. У отца, Арсентия Ивановича, и матери, Ольги Андреевны, было шестеро детей: одна дочь и пятеро сыновей.
К труду детей приучали с детства – это работа в поле и дома, но они – родители, понимали, что детям нужно и образование, поэтому дочь и сыновья посещали сельскую школу. У Евгения проявилась тяга к металлу, и в 14 лет отец отдает его в ученики к местному кузнецу, частнику.
Два года проучился Евгений кузнечному ремеслу, освоил тонкости этой горячей профессии и в 1927 году 16-летний парень был принят кузнецом в автомастерские дорстроя г. Невель. Работа кузнеца нравилась Жене и до 1932 года до призыва в Красную Армию он успешно обеспечивал свое предприятие всеми металлическими изделиями.
Два года красноармеец Большаков добросовестно постигал армейские премудрости в Белоруссии в местечке Уречье в артиллерийском полку. Армейская служба была хорошей школой жизни, она научила его ценить дружбу, товарищество, ведь «армия как одна семья», где надо слушаться и выполнять приказы, как бы тебе не хотелось. Особенно в армии хорошо познается цена хлеба и пота солдатской жизни.
После такой закалки демобилизованный красноармеец в 1934 году пришел на работу в большой рабочий коллектив на Ленинградский завод «Красный путиловец», переименованный после гибели С. М. Кирова в Кировский. Завод в то время выпускал тракторы, паровые турбины, главные турбозубчатые агрегаты для океанских судов, сложные машины и механизмы, а позднее и тяжелые танки.
Кировский завод, бывший Путиловский, основан в 1801 году, назван по имени русского инженера и предпринимателя Н.И. Путилова – был отличным университетом для Евгения Большакова. Здесь он впитал в себя незабываемый ленинградский дух уважения к человеку, заботе о ближнем, дух коллективного труда.
Начал работу Евгений слесарем-сборщиком в турбинном цехе, а в вечернее время повышал свой технический уровень в Ленинградском машиностроительном техникуме, в котором до начала войны окончил три курса.
Человек с рабочей смекалкой, наделенный ясным умом, цепкой памятью, он быстро освоил все ступени слесарного дела, получил высший в то время 5-й разряд. Его старания, умение были замечены руководством и ему доверяют должность сменного мастера.
Высокий, статный, крепкого телосложения, наделенный богатырской силой и командирским голосом Евгений заметно выделялся в своем производственном окружении.
Но в мирный труд вмешалась война.
С первых дней войны весь Кировский завод был переведен на военное положение и полностью переключился на выпуск оборонной продукции: тяжелых танков КВ, полевых пушек и др. Рабочий день был таким, что никто не уходил с завода, пока не будет выполнен план, не сдана готовая оборонная продукция.
С 10 июля 1941 года началась героическая оборона Ленинграда. Уже в ночь на 23 июня 1941 года немецко-фашистская авиация впервые попыталась совершить налет на Ленинград, но ни один самолет противника не был допущен к городу. Немецко-фашистским захватчикам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. С 8 сентября 1941 года с захватом Шлиссельбурга прекратилось сухопутное сообщение с Большой землей, началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограничены. Всего на месяц было каменного угля и жидкого топлива. Хлебный паек с 1 октября 1941 года составлял для рабочих и ИТР по 400 граммов в день, а служащим, иждивенцам и детям по 200 граммов. Карточки на другие продукты почти не отоваривались, а с 20 ноября нормы еще были снижены: рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а остальные по 125 граммов. Да и хлеб был сырой, состоял на 2/3 из примесей.
Уважаемый читатель, отрежь ленинградскую норму хлеба на день, положи на ладонь и увидишь, как тяжело, голодно жилось ленинградцам во время блокады.
Евгений Арсентьевич рассказал об одном случае с ним, когда он ходил в магазин отоваривать хлебные карточки. Вместе с ним в магазин зашел мужчина старших лет, который подъехал на телеге с лошадью. Простояв в очереди за хлебом, они вместе вышли из магазина. К большому огорчению мужчина не обнаружил лошади, а у телеги было большое кровавое пятно.
Почти все рабочие и ИТР Кировского завода были приписаны в народное ополчение на случай прорыва врага. За ним, Евгением, как служившим в Красной Армии, была закреплена винтовка, и в свободное от работы время они патрулировали по городу, вылавливали диверсантов. Но с винтовкой не одолеешь захватчиков, и часть рабочих и ИТР, в том числе и Е. А. Большаков, в январе 1942 года по Ладожскому озеру были вывезены на Большую землю, а затем в город Челябинск на тракторный завод.
Челябинский тракторный завод с начала войны продолжал выпуск дизельных тракторов и артиллерийских тягачей С-2, но военные обстоятельства требовали другой продукции.
Коллектив завода в сжатые сроки провел перестройку цехов и начал производство тяжелых танков КВ. Кроме этого в 1941 году на завод были перебазированы танковые и моторные производства других предприятий.
Основной состав танковых цехов завода был укомплектован рабочими с Кировского. Евгений Арсентьевич Большаков был назначен в механический цех (МХ-3) старшим мастером.
В августе 1942 года на заводе параллельно с выпуском тяжелых танков началось серийное производство танков Т-34, а с февраля 1943 года и самоходных артиллерийских установок СУ-125. В сентябре 1943 года в серию был запущен новый тяжелый танк ИС.
На сборку этой грозной техники в цех СБ-3 (сборочный) переводят в 1943 году Евгения Арсентьевича, где он работал старшим мастером до конца войны. Работал, как и все: с ненормированным рабочим днем, без отпусков и выходных. Обладая организаторскими способностями, умел спланировать рабочий процесс, мобилизовать подчиненный коллектив на успешное выполнение и перевыполнение заданий. В то тяжелейшее время Евгений Арсентьевич Большаков внес личный вклад в изготовление узлов и деталей тяжелых танков КВ и ИС, артиллерийских самоходных установок. За все это он был отмечен медалью «За трудовое отличие».
Уральские танки выиграли свое трудное соревнование с танками фашистской Германии благодаря умной и смелой мысли талантливых конструкторов, создателей лучших в мире тяжелых танков, самоотверженному, героическому труду рабочих и инженеров, сумевших организовать крупносерийный выпуск грозных машин, внедрить технологию массового танкостроения в бывшее до того мелкосерийное производство.
На Челябинском Кировском заводе им. И. В. Сталина была строжайшая дисциплина. Не допускались не только прогулы, но и опоздания. Рабочие, служащие и ИТР на завод добирались со всего города по гудку, который разносился далеко за пределы предприятия. Жили в одном порыве: все для фронта, все для победы!
И она, победа, пришла 9 мая 1945 года.
Для Евгения Арсентьевича город Челябинск стал второй Родиной, здесь он обрел семью, растил сына и пользовался большим уважением среди близких людей.
Завод помимо боевой техники стал готовиться к возобновлению тракторного производства. Впервые в 1946 году создается как самостоятельная единица корпусный цех, Е. А. Большакова переводят в него начальником отделения по механической обработке тракторных корпусов. Учитывая его организаторские способности, высокую требовательность к себе и подчиненным, в 1950 году руководство завода назначает его заместителем начальника цеха, а с 1952 года - начальником.
К своей работе Е.А. Большаков относился со всей ответственностью и выполнение плана по цеху воспринимал как приказ. По характеру деловой, умел находить контакт в работе как с вышестоящим руководством, так и с рабочими. Грамотно отчитывался за проделанную работу, отстаивал свои взгляды, точку зрения на любом уровне, так как хорошо знал свое дело, свой коллектив и его возможности.
От природы смекалистый, он был активным рационализатором. Евгений Арсентьевич умело освоил сам, а потом обучил своих специалистов по массовому изготовлению корпусов, деталей к новым тракторам С-80, С-100,Т- 100М, Т- 100М3 и других. Многократно его поощряло руководство завода за хорошую работу по изобретательству, за активное содействие в развитии талантов молодежи.
К молодежи он относился с особым вниманием, с отеческой заботой. Вспоминает Галина Абрамовна Лабутина – председатель женского совета цеха корпусов и тележек (новое название корпусного цеха), проработавшая в этом цехе всю жизнь с 1952 года до ухода на пенсию в 1993 году: «Получила я паспорт в 16 лет и пошла работать, так как нам, полусиротам, нужно было помогать маме. Принял меня сам Евгений Арсентьевич, расспросил о семейном положении, как училась. И моя карьера началась с первой должности учетчика, затем была должность оператора, плановика. А чтобы иметь больший заработок, перевелась на станок фрезеровщицей, как отец. Евгений Арсентьевич при всей загруженности интересовался моими делами, учебой, и когда вышла замуж и ждала ребенка, взял меня на легкий труд к себе секретарем.
Часто, когда начальник цеха проводил совещания, он приглашал меня. Вначале я не понимала зачем? Позже, улыбаясь, Евгений Арсентьевич разъяснил, что в присутствии женщины руководители, мастера, бригадиры изъясняются более литературно, без мата.
В цехе работало более тысячи человек и большая часть подростки: сироты, полусироты. Как отец он настаивал на их учебе в школе рабочей молодежи, техникумах и следил за их успеваемостью. Приглашал к себе в кабинет с отчетами по учебе. Сам ходил в цеховую библиотеку, брал литературу и приучал молодежь.
В корпусном цехе была на высоком уровне художественная самодеятельность. Хоровое исполнение, танцевальный кружок, художественное чтение с музыкальным сопровождением осуществлялось силами цехового коллектива. В заводских смотрах цех заслуженно завоевывал призовые места. Все эти мероприятия проходили под непосредственным контролем начальника Е. А. Большакова.
В работе он был строг и требователен. Ввел в цехе, чтобы на каждой изготавливаемой детали, сваренном корпусе стояло клеймо, номер детали и соответственно кто делал, чтобы в дальнейшем исключить брак. И это имело свое воздействие на персонал. В цехе работало много фронтовиков, и их он окружил вниманием и заботой. Приучил нас, молодых, быть к ним более чуткими и добрыми, а для нас сирот это был хороший пример».
Особо он, Е.А. Большаков, опекал молодых работников, пришедших в цех из деревни. Так, в 1953 году из Коркинского ремесленного училища прибыла группа 18-летних парней электросварщиков. Поселили их в неприспособленном помещении: подвале инорсовского дома (бывщий дом для иностранцев) без удобств, со всей мелкой живностью: клопами, мышами. Евгения Арсентьевича не устраивал такой расклад, и он добился их перевода в нормальное общежитие на Киргородке. Всех их обязал поступить в вечернюю школу, чтобы у них было среднее образование.
Среди этой группы рабочих был курганский парень Александр Тарасов, который также окончил среднюю школу, поступил и успешно окончил вечерний Челябинский политехнический институт. Позже Тарасова А. А. пригласили работать главным сварщиком на Долматовский молочно-механический завод Курганской области, где он в короткое время вырос до директора. И этот парень, подопечный Большакова, достойно работал в Душанбе и Ашхабаде директором заводов холодильного оборудования.
Челябинский завод не стоял на месте, а постоянно наращивал мощности выпускаемых тракторов, их усовершенствовал. Не был в стороне от этого и Е. А. Большаков, он активно участвовал в переоборудовании, монтаже и наладке технологического оборудования в новом прессово-сварочном корпусе в ходе коренной реконструкции завода для выпуска трактора Т-130 и его модификаций.
Уже почти два десятилетия нет среди нас Большакова Евгения Арсентьевича – этого легендарного ленинградца, человека большой души, но своими делами, своей самоотверженной деятельностью он оставил неизгладимый след на челябинской земле, след, который для многих из нас, кто с ним соприкасался, стал дорогой жизни.
Анатолий Котляренко
г-та «Танкоград», № 31 (323), октябрь 2010 г.
Источник : Встречи и размышления : [сборник воспоминаний] / автор и составитель Анатолий Маркович Котляренко. – Челябинск, 2025. – С. 86-94.